Почему подешевела гривна
В конце января НБУ опубликовал платежный баланс за 2016 год. Ситуация выглядит в принципе неплохо: профицит сводного платежного баланса Украинывырос в 1,6 раза – до $1,34 млрд.
Член исполнительного комитета Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран в своей колонке на Finclub рассуждает, почему в таком случае подешевела гривна.
«Провальный» торговый баланс
Думаю, что большинство аналитиков ждали куда лучших результатов экспорта. Тем не менее сальдо по товарам оказалось на уровне минус $6,74 млрд, а по услугам – плюс $1,21 млрд. Профицит по услугам не перекрывал дефицит по товарам – это первая отрицательная тенденция.
Второй негативный тренд был заметен при анализе динамики экспорта и импорта в 2015-2016 годах. Экспорт по товарам и услугам сократился на 4,1% почти до $45,92 млрд, а вот импорт увеличился на 3,8% – до $51,5 млрд. Отрицательное сальдо по товарам и услугам выросло, но это только в теории означает практически неминуемую девальвацию гривны.
Если разбираться в деталях, то есть несколько факторов, которые очень сильно повлияли на динамику показателей внешней торговли нашей страны. Экспорт находился под влиянием сразу нескольких тенденций: рост цен на масленичные культуры, падение цен на зерновые, неустойчивые летние тенденции для металлургов, а также падение продаж в отраслях, ориентированных на поставки в Россию и страны СНГ, – во всяком случае, таковы официальные объяснения властей.
Турецкий шпагат
Мало кто заметил, но экспорт Украины в 2016 году в страны ЕС, наверное, впервые перевалил за 40% от общего объема экспорта. С одной стороны, это хорошая новость, поскольку указывает на ослабление зависимости от РФ и СНГ, но с другой – не очень. Мы постепенно вползаем в экономическую модель внешнеэкономических отношений Турции, где экспорт идет в основном в зону евро и в страны, валютыкоторых привязаны к евро. А вот импорт идет по тому продуктовому ряду, цены на который формируются в долларах США, например энергоносители.
В итоге мы становимся зависимыми от рынка евро/доллар, и при падении евро к доллару будем ощущать на себе негативные тренды этого рынка: у нас будет падать (и падает) экспорт, пересчитанный в доллары США.
Тут нужно понимать, что неважно, в какой валюте контракты наших экспортеров. Так, даже если мы продаем оружие в Польшу за доллары США, а злотый и евро синхронно опускаются к доллару, то платежеспособный спрос поляков в долларах также будет снижаться.
Украине нужно или увеличивать торговлю (экспорт) с Азией - Китаем, Кореей, Индией. Или медленно садиться на «турецкий шпагат», когда экспорт чувствителен к евро, а импорт – к доллару. Правда, у этого шпагата есть и обратная сторона: при росте курса евро и других европейских валют к доллару мы должны ощутить обратную тенденцию – подъем.
Не все так плохо
Сальдо сведенного баланса в 2016 году показало плюс $1,35 млрд. Ситуацию несколько поправили заробитчане: по статье «оплата труда» в балансе значится $4,31 млрд. То, что во внешнем секторе был слабый плюс, подтверждает и тот факт, что за 2016 год НБУ смог нарастить ЗВР на 17%, или на $2,2 млрд.
Теоретически девальвацию гривны нужно продолжить для усиления роста экспорта и снижения импорта. Однако это может негативно сказаться на финансовой системе и, кроме того, увеличит долговую нагрузку по внешним долгам правительства Украины, а также наших банков и компаний. Поэтому, скорее всего, власти в 2017 году будут стараться избегать пиковых нагрузок на валютном рынке, а девальвация будет проводиться с оглядкой на движение капитала.
Первая ласточка – размещение облигаций «Кернелла» – в 2017 году уже вылетела на Запад. А за два-три года при должном усердии по либерализации валютного законодательства мы можем ощутить значительный инвестиционный поток в Украину, и тогда вопросы дефицита ЗВР или колебаний торгового сальдо могут отойти на задний план.
ПС. грубо говоря без займов МВФ
-$6,74 мрд. (товары)
+$1,21 мрд. (услуги)
- - -
-$5,53 мрд.
+$4,31 мрд. (заробтичане)
- - -
-$1,22 мрд.
Journal information